Тамбовский военный авиационный инженерный институт
 

Кафедра радиосвязи (авиационной)

Кафедра «Радиосвязи (авиационной)» создана в 1993 году. Начальником кафедры был назначен кандидат технических наук, доцент, полковник Егоров  М. П. Кафедра формировалась на базе кафедры боевого применения радиотехнических средств и АСУ. Преподаватели этой кафедры; к.т.н., доцент, п/п-к Нурутдинов  Г. Н., п/п-к Мантуленко  В. М., п/п-к Муравьев  В. А., п/п-к Терехов  В. А., продолжая учебный процесс с курсантами факультетов АСУ и РТО, изучали новую технику радиосвязи и готовили учебно-методическую литературу для проведения занятий по новым специальностям и специализациям факультета радиосвязи. Занятия с курсантами факультета радиосвязи по дисциплинам кафедры начались с февраля 1994 года. При формировании кафедры особое внимание уделялось подбору преподавательского и инженерно-технического состава.

В 1993 году на преподавательские должности кафедры были назначены: к.т.н., доцент, полковник запаса Карпов  И. Г., ранее работавший начальником кафедры и молодые выпускники академий Пасечников  И. И. (выпускник адъюнктуры ВВИА им. Н.Е. Жуковского); Бузин  А. Ю. (выпускник адъюнктуры Военной академии связи); Афанасьев  С. В. (выпускник Военной академии связи). В последующие годы ряды преподавательского состава пополнили: Беседин  А. Б. (1994 г.), Миронов  А. И. (1995 г.), Шелковников  М.А (1996 г.), Халин  В. А. (1997 г.), Левочкин  Ю. И. (2000 г.) Важным условием успешной учебной и научно-исследовательской работы явилось создание и совершенствование учебно-лабораторной базы кафедры. Учебную лабораторию кафедры с 1993 по 1999 год возглавлял майор Сидельников  С. Г., начальниками отделений тогда были назначены майоры Соловов  Ю. А., Шляхтенко  А. В., капитаны Наумчик  А. Н. и Хоменко В. В. Инженерно-технический состав учебной лаборатории направил все свои усилия на создание учебно-материальной базы кафедры. В 1993 году кафедра приступила к развертыванию учебных аудиторий и специализированных классов в старейшем здании института (помещение бывшей казармы, первый этаж корпуса «Г»).

В 1996 году кафедра была передана часть помещений третьего этажа корпуса «Б», позволившая расширить и переоснастить учебно-лабораторную базу кафедры. За сравнительно короткий срок были созданы 11 специализированных классов и лабораторий, класс персональных ЭВМ. В развитии лабораторной базы серьезным этапом явилось создание комплекса лабораторных и специальных установок для выполнения учебных и научных работ. Разработаны и внедрены в учебный процесс лабораторные установки по исследованию средств с различными видами модуляции, шумоподобными сигналами и обучающие программы по системам передачи дискретных сообщений и помехоустойчивому кодированию.

В 1999 году учебную лабораторию кафедры возглавил майор Наумчик  А. Н.. В этот период продолжалось ускоренное переоснащение кафедры на новые образцы военной техники радиосвязи. Создавались новые и переоснащались ранее созданные специализированные классы по изучению радиорелейных, декаметровых и других средсв связи. Большой вклад в становление и совершенствование учебно-лабораторной базы кафедры внесли такие офицеры как Бунин  С. Л., Федоров  О. Ю., Овсянников  С. В. Специализированные классы оснащены наземной и бортовой техникой радиосвязи и передачи данных, состоящей на вооружении в ВВС.

Широкое применение электронно-вычислительной техники и создание на кафедре класса персональных ЭВМ способствовало тому, что учебный процесс стал более творческим, насыщенным элементами исследования, которые развивают инженерную самостоятельность курсантов и дают возможность быстро осваивать новые образцы техники радиосвязи. С первых дней существования кафедры «Радиосвязи» большое внимание уделялось развитию учебных дисциплин, разработке и изданию учебных пособий и учебно-методических разработок для проведения различных видов занятий. Так, были введены новые дисциплины: «Радиотехнические системы передачи информации» «Военная техника авиационной радиосвязи», «Военная техника бортовых узлов связи», «Военная техника радиорелейной, тропосферной и космической связи» и др.

Преподаватели кафедры подготовили учебные пособия по новым читаемым дисциплинам. Преподавательский состав кафедры постоянно пополняется научными кадрами. Научный потенциал кафедры составляют: д.т.н. доцент Карпов  И. Г., к.т.н., доцент, Егоров  М. П., к.т.н., доцент Левочкин  Ю. И., к.т.н., доцент, Нурутдинов  Г. Н., к.т.н. Бузин  А. Ю., к.т.н. Халин  В.А ., к.т.н., Шелковников  М. А. Научные исследования, проводимые на кафедре, позволили в кратчайший срок поднять на более высокий научный уровень учебный процесс и способствовали повышению качества обучения курсантов. Большое значение на кафедре придается подготовке научно-педагогических кадров. Подготовка научно-педагогических кадров на кафедре осуществляется главным образом через адъюнктуру и путем соискательства по научным направлениям кафедры.

Первый адъюнкт на кафедре был подготовлен в 1997 году (к.т.н., подполковник Халин  В. А., научный руководитель Карпов  И. Г.). В последующие годы на кафедре подготовили и успешно защитили кандидатские диссертации: Бузин  А. Ю., Шелковников  М. А., Горев  А. П., Желонкин  В. В., Евсеев  В. В., Богословский  Е. А. В 2002 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук Карпов  И. Г. Одним из проявлений творческого труда высококвалифицированного преподавательского и инженерно-технического состава является изобретательская и рационализаторская работа. Изобретатели и рационализаторы кафедры внесли много предложений по созданию новых и усовершенствованию уже существующих образцов техники радиосвязи, по улучшению способов применения, эксплуатации и ремонта.

Лучшим рационализатором кафедры по праву является преподаватель кафедры подполковник Беседин  А. Б., который в 1996, 1998, 1999 и 2000 годах за достигнутые высокие показатели в техническом творчестве награждался грамотами «ЛУЧШИЙ РАЦИОНАЛИЗАТОР ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Практически весь преподавательский и инженерно-технический состав кафедры обладает высокой квалификацией, знает и любит свое дело, именно это позволило решать те сложные задачи, которые ставились перед личным составом.